Ок. Размещаю статью тогда я здесь:
Цитата:
Многоплановость в теории и реализация на практике
Вопрос размещения инструмента в пространстве (речь идет о «ближе - дальше») интересует в настоящие время многих компьютерных музыкантов и звукорежиссеров. В Интернете есть некоторые статьи посвященные этой теме, есть даже видеоролики, в которых авторы рассказывают о способах достижения этого эффекта. А проблема-то состоит в том, что в этих материалах содержаться ошибки. Это и толкнуло меня написать правильный материал по теме. На этом я заканчиваю нудную вступительную часть, тк настало время перейти к делу!!!
Итак, на пространственные ощущения в стерео сигнале играют роль три вещи:
1) Соотношение основного и реверберационного сигналов.
2) Соотношение частот в спектре сигнала.
3) Соотношение громкости по отношению к другим источникам звука.
Важно в этом случае иметь в виду, что соотношение громкости оказывают значительно меньшее влияние. Что это значит? А значит это то, что, убирая громкость, ты в значительно меньшей мере влияешь на ощущения удаления источника звука.
При удалении сигнала, прежде всего, начнется изменение спектрального состава. Произойдёт понижение уровня частот в верхнем регистре (например, если имеем дело с флейтой, саксофоном и им подобным, начнут исчезать побочные призвуки, возникающие на мундштуке от струи воздуха, производимые музыкантом) и уменьшение уровня частот в районе 200-400Hz. Вслед за этим практически сразу начнёт меняться соотношение реверберации и полезного сигнала. Уровень реверберации начнёт увеличиваться, а уровень самого сигнала падать. Однако увеличение или уменьшение уровня самого сигнала может и не меняться, так как исполнитель может играть громче или тише, что может произойти, например, при одновременном удалении инструмента и исполнения крещендо (crescendo — усиливая), то есть, постепенное увеличение того же velocity. В последнем случае уровень самого источника звука может вообще не меняться, а вот спектральные характеристики и соотношение реверберация/полезный сигнал обязательно изменятся.
На основании того, что я сейчас написал, можно прийти к следующему выводу: для создания ощущения удаления сигнала в первую очередь нужно EQ изменить соотношение частот и изменить соотношение полезный сигнал/реверберационный сигнал. Затем установить необходимый баланс громкости по отношению к другим составляющим партитуры.
Что касается реверберации, то в некоторых статьях и видеороликах предлагают срез хвоста реверберации в районе 10 кГц. Не согласен я с этим. Изменение спектрального состава реверберационного сигнала окажет влияние на "звук помещения", а не на удаление самого источника звука. Изменение же тембра реверберационного сигнала у одного инструмента приведёт к "выпадению" этого инструмента из общего акустического пространства, отсюда и ошибки сведения (хотя есть случаи, когда этот эффект дает интересный результат).Особо опытные люди не согласиться с этим могут и привести в качестве аргумента тот факт, что сама спектральная характеристика wet-сигнала реверберации тоже влияет на отдаление сигнала. (К примеру, ранние отражения, чаще всего, содержат большую часть энергии на высоких частотах, по сравнению с самим хвостом. При отдалении источника, уровень ранних отражений уменьшается. Это в естественной среде. На счёт "выпадения" из акустической картинки. Ничего не выпадет. Есть же уши, чтоб контролировать это. Если бы так и было, то это бы означало, что каждому инструменту пришлось бы давать одинаковые значения дампинга. Но ведь это не так).
Теоретически, это все! Теоретически. Теоретически в том смысле, что на практике удалённость инструментов на сцене или в любом другом помещении настолько мала, что разница в спектральном составе отражённого сигнала практически не будет оказывать влияние на ощущение удалённости инструмента. Да и кто же посадит музыкантов на таком расстоянии. Играть же из-за задержки невозможно будет. Это во-первых. Во-вторых, падение акустических колебаний с высокой частотой у полезного сигнала и у отражённого будет пропорциональна.
Теперь возьмём наш случай, когда мы симулируем помещение искусственно, с помощью ревербератора. Согласен, ревербератор не будет сам по себе имитировать падение энергии высоких частот в спектре отражённого сигнала. НО!!! Мы ведь, при имитации падений верхних частот при удалении источника звука, эквализируем сам сигнал. То есть на ревербератор попадёт сигнал уже с меньшим количеством ВЧ, который и повторит ревербератор. Естественно я говорю о ревербераторе на шине. То есть фактически необходимость эквализации возврата с ревера отпадает сама собой.
В общем-то в идеальном случае вообще должен работать один ревербератор, симулирующий помещение маленьких размеров (тот, который позволит распределить инструменты по глубине) и ревер, симулирующий холл (распределение по глубине на более далекое расстояние)… но об этом в следующей части статьи по-подробнее. Остальные ревербераторы должны присутствовать только как эффекты на инструментах. Ну там ревер на "подушках", дилей на гитаре и т.п. к примеру.
В тех же статьях и видеороликах предлагается сжать стереобазу сигнала реверберационного, либо сжать вообще в моно. Здесь то же самое. Качественные характеристики реверберации - это акустические характеристики помещения. Например, если оркестр исполняет произведение в туннеле, то реверберационный сигнал будет в любом случае приходить со всех сторон, будет иметь определённые спектральные характеристики и иметь очень высокий уровень. При исполнении того же произведения в маленьком помещении реверберационный сигнал будет иметь совершенно другие характеристики, в том числе и спектральные. Однако при всём при этом удалённость сигнала мы всё равно будем ощущать. Это произойдёт по тем причинам, которые я указал выше. Преобразование сигнала в моно может произойти с потерями (L+R=0, если L=-R). Сжатие стереобазы реверберационного сигнала, либо превращение последнего в моно использую лишь как редкий интересный эффект.
Можно предположить, что тут влияет не только стереобаза реверберации, но и сам источник. Допустим наш оркестр играет в туннеле на отдалении 10м от нас. Ещё можно различить расположение каждого музыканта, даже по ранним отражениям. Когда он удалится метров на 50, прямой сигнал и ранние отражения, как будет казаться слушателю, сольются в точку. Так? НЕТ! Это каким же образом по отражением определить расположение, да ещё в таких условиях? В туннеле, на таком расстоянии не то что источник и отражённый сигнал сольётся в точку. При таких условиях вообще перестанет локализоваться положение объекта. В туннеле, из-за образования стоячих волн, реверберационный сигнал имеет очень высокий уровень и даже при незначительном удалении источника сигнала начинает превышать его уровень и начинается каша. Тут уж и речи быть не может ни о каком направлении.
Реализация на практике:
Для начала создайте 4 посыла (холл-реверберация, комнатная реверберация, хорус, дилей). Я предполагаю, что вы умеете грамотно настраивать эти приборы. Почитайте статью про реверберацию, которая в этом разделе находится. Ближе к теме.
Создание многоплановости требует максимально качественных эффектов. Именно здесь и начинается проявляться разница между дешевыми кастрированными приборами и качественными. Максимальное требование к ревербератору. Из железа подойдут lexicon 480 и 96, стоимость их в районе 5000$. Несмотря на то, что я считаю, что на всти можно добиться относительно приемлемого звука, я вынужден признать, что до lexicon 96 им еще далеко (дело в алгоритмах, ос и иных немаловажных факторов!). Однако, прогресс не стоит на месте и скоро появятся плагины с качественными алгоритмами. Вдобавок я считаю, что результат больше зависит от мастерства звукорежиссера. Итак, настал самый интересный момент!!
1-й план - сухо, с открытым эквалайзером.
2-й план - добавь немного хоруса, эквалайзером сделай КАПЕЛЬКИ матовости в звуке
3-й план - Хорус и Короткий холл, партия остается или не тронутой эквалайзером, или чуть подснят верх.
4-й план - ко всему добавляем Длинный холл по мере необходимости. Эквализация по месту.
5-й план - добавляем к трем предыдущим посылам (то есть - холл, рум, хорус) Multitap Delay с Diffusion, почти на грани слышимости В ПОЛНОМ МИКСЕ. Не путайте его со звукоформирующим дилеем и не отстраивайте инструмент в режиме Solo. Только в миксе отстраивай.
Если в плагине имеется возможность регулирования таких параметров, как, например, громкость клапанов саксофона, то есть смысл автоматизировать этот параметр в сторону уменьшения (чем дальше, тем меньше, что очевидно).
Это требует некоторой практической тренировки, со временем все придет. Желаю успехов в овладении этим навыком!!