Прежде всего тебе надо добиться в помещении приличного звука. Это значит, что нужно по мере возможности победить в помещении стоячую волну, которая образуется при многократном отражении сигнала от параллельных плоскостей. Существует два способа демпфинга.
1. изменение внутренней геометрии помещения
2. изменение отражающей способности стен.
Первое в студиях достигается изменением параллельности стен и пола с потолком. В домашних условиях этого можно добиться установкой так называемых "вЫгородок". Иначе - ширм. Изготавливаются они из мягкого материала. Например из толстого поролона. Выглядеть могут по разному. Например как вертикально стоящие на ножках цилиндры или плоские щиты. Устанавливаются в позиции, которые находятся опытным путём и служат для рассекания акустической волны и предотвращения возникновения стоячей войны.
Второе достигается изменением покрытия стен и других больших поверхностей способных отражать звуковые волны. Например развешивания на стены и шкафы ковров и одеял. Однако самый удачный вариант - это применение так называемых акустических абсорберов. Вот здесь некоторые примеры как они могут выглядеть:
http://www.sonatech.de/?gclid=CMCHkL7t6 ... ZwodXDUcHQ
http://www.sonatech.de/index.php?artike ... ge_seite=0
В общем твоя задача погасить паразитную реверберацию помещения, которая придаёт записываемому звуку неприятный призвук. Прежде всего эта отражённый сигнал в пределах выше 800-900Hz. Борьба с "гудением" помещения, то есть с отражённым сигналом ниже указанной границы, дело сложное и неблагодарное. Для этого применяются специальные НЧ абсорберы. Обобщая можно сказать, что абсорберы бывают твёрдые, мягкие, плоские, коробчатые, настенные, напольные и т.д. и т.п. И служат для рассечения или гашения поглощением стоячих волн, возникающих от многократного отражения звуковых волн от препятствий и стен.
Короче говоря стараемся добиться в помещении, в котором установлен микрофон для записи, сделать мягкий, приятный для слуха звук. А для этого иногда бывает достаточно поставить один поролоновый цилиндр сбоку от вокалиста. Всё зависит от акустических свойств помещения, тембра голоса и проч. Здесь главное не переглушить помещение.
--------------------
Теперь непосредственно о микрофоне. Его положение относительно стен и предметов в помещении желательно тоже поискать, для избежания возникновения всё тех же пресловутых стоячих волн. Положение вокалиста относительно микрофона тоже важно. Как правило оптимальное расстояние вокалиста от микрофона находится между 10 и 70 (80) сантиметрами. Опять же всё зависит от вокалиста. а так же от типа и характеристик самого микрофона. Подбирается опытным путём. При близком расположении микрофона нужно обязательно обратить внимание на отсутствие в записи искажений при произношении взрывных согласных. В нижней части спектра это буква "П". В верхнем "С", "Ш". Подобные искажения возникают из-за особенностей произношения этих согласных вокалистом и из-за неправильного положения микрофона при близком расположении вокалиста от микрофона. Если нет возможности отдалить микрофон от рта вокалиста, то нужно изменить его положение относительно оси, по которой выходит струя воздуха изо рта. То есть сместить микрофон вверх, вниз, вправо или влево. После того, как установлены абсорберы, найдено положение микрофона и вокалиста, начинаем саундчек. То есть пробную запись. Желательно заставить вокалиста петь так же, как это он будет делать на записи. С той же громкостью и динамикой. Цель саундчека установить оптимальную чувствительность на входе пульта. Во время исполнением вокалистом своей партии, крутим ручку чувствительности входа до тех пор, пока не начнут срабатывать индикаторы пикового уровня. Они чаще настроены на уровень -3dB. Если нет таких индикаторов, смотрим на те, которые имеются. ПИКОВЫЙ уровень сигнала должен находиться в районе -6dB -3dB. Ещё раз подчёркиваю! Пиковый уровень! То есть в самых громких местах. Остальное в данном случае нас интересует гораздо меньше. После того, как чувствительность входа настроена можно начинать запись. Регулировать уровень сигнала, который поступает в программу или на любое другое записывающее устройство нужно фейдером канала пульта, к которому подключён микрофон. Соответственно регулятор входной чувствительности звуковой карты, если таковой имеется, должен быть установлен на 0dB. Однако в некоторых случаях, дабы победить собственные шумы звуковой карты, выгоднее поставить фейдер канала в пульте поставить на 0dB и регулировать входную чувствительность звуковой карты. Но на мой взгляд это крайний случай. Ну и наконец об удобстве вокалиста. Это тоже важно, так как правильно выбранные условия, в которых работает вокалист, 50 процентов успеха. Так как вокалист в подавляющем большинстве случаев работает в студии в наушниках, очень важно правильно выбрать наушники. Во-первых это должен быть лёгкий и удобный прибор, который не будет утомлять вокалиста своей тяжестью. Во вторых предпочтительнее использовать наушники закрытого типа, чтобы контрольный сигнал не попадал в микрофон. В третьих нужно скоммутировать пульт таким образом, чтобы выделить для контроля отдельный независимый тракт. Это нужно для того, чтобы была возможность создать для записываемого отдельный микс. И который не будет влиять на записываемый сигнал. Для этого можно использовать субгруппы пульта (BUS'ы) или шины посылов (AUX'ы). Для вокалиста нужно сделать отдельный микс по его персональному желанию. В частности желательно иметь возможность подать в контрольный сигнал реверберацию. Это очень поможет вокалисту при исполнении своей партии. Микс на контроль делается в первую очередь, дабы позволить вокалисту работать в оптимальных условиях, а нам установить уровни сигналов в аппаратуре оптимальным образом. Конечно создание удобств вокалисту вещь не обязательная, но тогда не стОит ждать от вокалиста "откровений".