Ziatz писал(а):
Мы привыкли считать, что моно — это L+R. Так на компьютере.
Так оно и есть. Только не на компьютере, а в абстракции, то есть в математике. Насколько точно реализует комп или не комп эту математику, это уже другой вопрос, который Вы далее и подняли. А в Вашей формуле пропущены коэффициенты SQRT(2) при L и R и двойка при моно. На самом деле эта формула выглядит как 2М=1,4L+1,4R или M=0,7L+0,7R. Обратите внимание, если бас-гитара спанорамирована по центру и записана под 0dBFS, то при преобразовании LR->MS произойдёт ошибка, называемая переполнением в цифре и ограничением в аналоге, потому что в канале М надо будет передать уровень 1.414 от номинального. Иначе говоря, перед этим сложением неплохо бы проверить фонограмму на пики либо просто прибрать уровень на 3 дБ.
Цитата:
Но в аналоговых приборах зачастую сталкиваемся с другим суммированием, когда запараллеливаются выходы двух каналов (полным эквивалентом L+R было бы их последовательное включение, например специальный трансформатор-сумматор).
Как параллельное, так и последовательное соединения суть сложения. Только одно складывает токи, а другое — напряжения. Но в обоих случаях это сложения. Поэтому "Но" в начале Вашей фразы совершенно неуместное.
Цитата:
Иначе говоря, если у нас было два одинаковых синусоидальных сигнала в каналах, а потом остался только один такой, скажем, в левом канале, в моно по первой системе мы услышим, что второй звук тише первого на 6 dB, а по второй?
По любой из систем звук должен стать на 3 дБ тише. Исходите из причины: вот, к примеру, два одинаковых динамика работают через тумблер от одного генератора. Включили один левый. В равноудалённой от каждого из динамиков точке имеем какую-то громкость. Подключили ещё и правый динамик. Что изменилось? А вот что:
1. Вдвое, т.е. на 3 дБ выросла отдаваемая генератором мощность.
2. Вдвое, т.е. на 3 дБ выросла потребляемая обоими динамиками мощность.
3. Не вдвое, а только в корень из двух раз, но на те же 3 дБ (физику не обманешь!) выросло звуковое давление.
4. И снова на те же 3 дБ (чудес не бывает) подросла та самая громкость, про которую Вы и задали вопрос.
Вы же начали рассматривать эту ситуацию с другой, менее очевидной стороны, поэтому у Вас этот вопрос и возник.
Цитата:
По идее, сигнал одного канала должен на столько же подсаживаться на точно таком же выходном сопротивлении второго,
Это всё надо учитывать, когда реальные источники сигнала не являются в чистом виде идеальными источниками напряжения или тока, а представляют собой нечто среднее между ними. В математике всё абстрактно и идеализировано, поэтому в ней иногда бывает намного проще.
Цитата:
И на какое же "моно" рассчитывать записи, которые мы делаем, если моносовместимость нужна?
На "моно", записанное микрофоном канала М.
А канал S пусть несёт "стерео"-информацию.
P.S.: Делаем обратное преобразование, из MS выделяем L и R: в случае чистого моно-сигнала исходный канал S будет равен нулю, а результирующие L и R должны быть уменьшенной на 3 дБ копией М. В случае сигнала, спанорамированного до упора вбок, М будет на 3 дБ тише исходника, а S будет равен М с точностью до переворота фазы. Проверяйте, так ли это при L=0.7M+0.7S, a R=0.7M-0.7S ? Увидели, что эта формула универсальна!? Она без изменений обеспечивает оба преобразования: и LR->MS, и MS->LR, в зависимости от поданных на её вход сигналов. Математика, мать её так... А вы говорите резисторы, трансформаторы, сопротивление нагрузки...
Кстати, об ошибке типа "ограничение" при обратном преобразовании. Она опять возникнет при одинаковых сигналах, записанных под ноль. Что это означает в реальности? А означает оно, что в реальности исходником была запись по системе MS, и случился громкий источник звука, находящийся совсем сбоку. А надо помнить, что в двухканальной стереосистеме LR есть 3-децибельный запас по громкости для КИЗ по центру панорамы и нет такого запаса для КИЗ, спанорамированных до упора вбок. В двухканальной стереосистеме MS всё наоборот, такой запас есть для боковых источников звука и нет этого запаса для центральных. Поэтому если мы записали по системе LR что-то громкое по центру либо по системе MS что-то громкое сбоку, то перед преобразованием полезно проверить исходную фонограмму на пики либо просто прибрать уровень на 3 дБ. Применительно к Вашему вопросу о сохранении громкости при преобразовании LR->M надо понимать, что без проблем она сохраняется только для источников звука, находящихся под углом более 45 гр. от центра, но не 0 (а при обратном преобразовании MS->LR менее 45 гр. от центра).